ГРУЗЧИКИ

ГРУЗЧИКИ
ГРУЗЧИКИ, рабочие, проф. занятием которых является перевалка всевозможных грузов на жел.-дор. станциях, в портах, на речных пристанях, складах и т. п. Перевалка грузов может производиться или непосредственно вручную (на спине, на плече), или при помощи вспомогательных приспособлений, требующих приложения человеческой силы (тачки, тележки, вагонетки), или же при помощи специальных механических приспособлений (краны, лебедки, вагонетки с электрической тягой и др.). На крупных погрузочно-разгрузочных пунктах профессия грузчика делится на ряд специальностей: 1) по линии разграничения обязанностей в групповой работе (грузчики-штивадоры, помахалыцики, подавальщики, носаки, перевесчики, укладчики, катали и др.) и 2) по роду переносимого груза (грузчики-угольщики, солоносы, грузчики-рыбники, Г.-выбойщики, железняки, цементни-ки и др.).—Общее число Г. по СССР, объединяемых профсоюзом рабочих местного транспорта, составляет 69.841 (на 1 апреля 1928 г.). — Проф. вредности работы Г. связаны с подъемом и переноской чрезмерно больших тяжестей и чрезмерной общей затратой энергии в течение рабочего дня. Вес переносимых грузов варьирует в весьма обширных пределах: чаще всего от 70 кг (мешковой груз) до 200 кг (ящики, кипы); бывают однако и случаи переноски особо тяжелых грузов, весом до 300—400 кг. Необходимость переноски столь тяжелых грузов связана с тем, что большинство массовых грузов упаковывается в очень тяжелые и громоздкие единицы — тару (ящики, кипы, мешки и т. п.). Основная дневная норма выработки для Г., установленная Центральным комитетом профсоюза рабочих местного транспорта, для переноски тарированных грузов, весом 50—80 кг по горизонтальной поверхности, на расстояние в 20 м, с укладкой до 1,5 м, составляет 10,6 тонн (650 пуд.); эта норма является исходной для установления сдельного расценка перерабатываемого грузчиком груза при ручной работе. При увеличении расстояния переноски сверх 20 м, при подъеме по наклонной плоскости или лестнице, при переноске тяжеловесных грузов, укладке на высоту более 1,5 л* и др. условиях, ухудшающих работу, указанная норма выработки снижается на соответствующие коефициенты, установленные чисто эмпирически. Так, при увеличении расстояния переноски до 40 м, норма выработки уменьшится до 8 тонн; если к этому прибавить еще подъем пути в 2 ж, то норма выработки еще уменьшится—до 6,3 тонн. Физиологический подсчет работы по выцолне- нию основной тарифной нормы (10,6 тонн) дает величину около 100.000 килограмме-тров. Практикуемые коефициенты снижения нормы выработки с увеличением расстояния переноски и при подъеме пути не покрывают полностью повышающуюся энергетическую затрату в этих условиях. Так, норма выработки в 5,2 тонн при расстоянии переноски в 80 м дает работу в 130.000 килограмм етров. В практике, особенно в навигационное время, приведенная тарифная норма иногда превышается в несколько раз. Наибольшие требования при работе Г. предъявляются к костно-мышечному аппарату и сердечно-сосудистой системе; со стороны этих систем можно ожидать и наибольшего числа пат. изменений. Весьма частое явление среди Г. представляет искривление позвоночника—кифоз, или, вернее, «к р у г-лая спина грузчика» (Хесин). По Никитину (1904,Н.-Новгород), «круглая спина» в выраженной форме встречается у 15,5% всех Т., по Смирнову (1922, Астрахань)— у 30,5% и по Хесину (1923, Москва)—у 33,1 %.—Другим проф.страданиемГ.является плоская стопа. По Никитину,выраженным плоскостопием страдают 13% Г., по Смирнову —12,1% и по Хесину — 23,9%. Проф. характер плоскостопия у Г. подтверждается и тем, что число страдающих плоскостопием значительно повышается с увеличением проф. стажа (Смирнов, Никитин). Частота г р ы ж среди Г. значительно превышает средние цифры для всего населения; особенно часты грыжи белой линии живота. Проф. характер заболевания грыжами вытекает из чрезмерного напряжения мышц передней стенки живота при подъеме и переноске грузов. По данным Хесина изменения грыжевого типа отмечены у 26,9% обследованных Г., включая сюда как резко выраженные случаи, так и начальные стадии; в этом числе грыжи белой линии живота дают 14,1%, паховые грыжи во всех стадиях—12,6%. Голяницкий (Астрахань, 1922) обнаружил грыжи у 16,6% обследованных Г., «растянутый живот»—у 41%. К числу проф. заболеваний Г. может быть отнесено также варикозное расширение вен нижних конечностей, встречающееся, по Никитину, у 29% грузчиков, из них у 15% в резкой степени. Не меньшую роль, чем эти хир. проф. заболевания, играют изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и легких. По данным обследования Г. в г. Москве (1923) у 22,3% из них отмечены заболевания миокарда и у 36% — артериосклероз.—Среди Г. крайне распространен алкоголизм: пьют почти все грузчики без исключения, при этом у 50% количество ежедневно потреблямого алкоголя достигает в среднем 1—2 бутылок водки на человека. Оздоровление труда Г. может итти в трех направлениях: 1) механизации погрузочно-разгрузочных работ, 2) рационализации тары и 3) установления рационального режима труда. Наиболее радикальной мерой является механизация погрузочно-разгрузочных работ. Из средств механизации наиболее важными являются: й) подъемные краны, б) пневматические уста- новки для перегрузки сыпучих тел, в) конвейеры для передачи массовых грузов, г)эле-ктрич. аккумуляторные тележки и др. Т.к. механизация погрузочно-разгрузочных работ требует значит, технических сооружений и не может быть осуществлена в короткий срок, то весьма большое значение имеет рационализация и нормализация упаковок массовых грузов в сторону уменьшения веса отдельных грузовых единиц. Наконец на погрузочно-разгрузочных работах должен быть установлен рациональный гиг. режим труда, чтобы путем правильного чередования работы и отдыха предупредить наступление переутомления у Г. Обязательное постановление НКТ СССР от 14 февраля 1924 г. требует, чтобы при работах с грузами, превышающими в отдельности 80 кг, в распоряжение Г. предоставлялись приспособления, облегчающие труд (тачки, тележки, вагонетки). Этим же обязательным постановлением устанавливается необходимость кратковременных перерывов в работе в течение рабочего дня («залоги»), входящих в счет рабочего времени и составляющих в сумме не менее Ve рабочего дня грузчика. Лит.: Б у з и к М., О частоте заболеваний грузчиков левосторонним ишиасом, Врачебное дело, 1926, Кч 12—13; Гольдарбейтер М., Физическое состояние одесских грузчиков, Гигиена труда, 1925, № 2; Голяницкий И., Хирургические профессиональные болезни органов движения, М., 1927; Никитин А., Очерк санитарно-экономического положения грузчиков на Волге, СПБ, 1904; Смирнове., Плоская стопа как профессиональное заболевание грузчиков, Астрахань, 1924; Смышляев 1'. и Яманов С, Психотехническое исследование профессии грузчика, Психофизиология труда и психотехника, т. I, 1928; Устименко А., Условия работы грузчиков в Одесском порту, Гигиена труда, 1925, № 2; Хесин В., К хирургической патологии грузчиков Московского железнодорожного узла, Москва, 1925; Ш т о к м а н Г., В чем вредность труда портового грузчика, Вестник современной медицины, 1924, № 4—6.              А. Летавет.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ГРУЗЧИКИ" в других словарях:

  • грузчики — Данный термин относится к персоналу, осуществляющему погрузку и разгрузку багажа или сопровождаемого оборудования. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN baggage handlers This term refers to …   Справочник технического переводчика

  • Алёхин, Евгений Игоревич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алёхин. Евгений Игоревич Алёхин (род. 1985, Кемерово)  российский прозаик. Учился на филолога, режиссёра театра и сценариста. Работал грузчиком, продавцом и др. В 2004 году… …   Википедия

  • Грузчик — Барельеф «На Работе», Брюссель  Докеры, Constantin Meunier Грузчик  это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операц …   Википедия

  • Одесский порт — Координаты: 46°30′13″ с. ш. 30°44′40″ в. д. / 46.503611° с. ш. 30.744444° в. д.  …   Википедия

  • ОМТП — Он входит в порт, огромный, неуклюжий, Обглоданный ветрами пароход, Из труб куделью, душной и верблюжьей, Сползает дым и за корму плывет. А порт не спит. Товарные вагоны По рельсам двигаются и скрипят. Течет зерно струей неугомонной, И грузчики у …   Википедия

  • Одесский морской порт — Он входит в порт, огромный, неуклюжий, Обглоданный ветрами пароход, Из труб куделью, душной и верблюжьей, Сползает дым и за корму плывет. А порт не спит. Товарные вагоны По рельсам двигаются и скрипят. Течет зерно струей неугомонной, И грузчики у …   Википедия

  • Одесский морской торговый порт — Он входит в порт, огромный, неуклюжий, Обглоданный ветрами пароход, Из труб куделью, душной и верблюжьей, Сползает дым и за корму плывет. А порт не спит. Товарные вагоны По рельсам двигаются и скрипят. Течет зерно струей неугомонной, И грузчики у …   Википедия

  • Порт Одессы — Он входит в порт, огромный, неуклюжий, Обглоданный ветрами пароход, Из труб куделью, душной и верблюжьей, Сползает дым и за корму плывет. А порт не спит. Товарные вагоны По рельсам двигаются и скрипят. Течет зерно струей неугомонной, И грузчики у …   Википедия

  • Хронология истории Гонконга — Хронология истории Гонконга охватывает период с первых упоминаний этой местности в источниках и до наших дней, а также иллюстрирует важнейшие процессы, происходившие в экономике, политике и культуре этого города, освещает отношения китайских …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, заболевания, имеющие исключительно или преимущественно проф. этиологию, т. е. вызываемые вредностями и опасностями труда и производственного процесса или нездоровыми сан. тех. условиями окружающего рабочего помещения …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»